Образовательная программа МБУДО «ЦРТ» г. Советска определяет деятельность учреждения по всем направлениям в текущем учебном году.
Нормативная база программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»- «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»: «Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации», «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам»;
- П. 10 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - «Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программ (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- «Положение о дополнительной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования» МБУДО «ЦРТ»;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки России по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
- Приоритетный проект «Успех каждого ребёнка».
Программа содержит следующие разделы:
1. Общая характеристика МБУДО «ЦРТ» отражает миссию учреждения, цель, задачи программы.
2. Раздел «Образовательная деятельность» раскрывает:
- особенности организации образовательного процесса в 2024-25 уч. году в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- основные принципы развивающей образовательной среды, направления и направленности образовательной деятельности, определяет объём и содержание дополнительных общеразвивающих программ.
3. Организационно - педагогические условия реализации программы:
учебный план, годовой календарный график, обучение по индивидуальному учебному плану, адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ и инвалидностью, планируемые результаты.
Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества»
Сокращенное наименование: МБУДО «ЦРТ»
Юридический адрес: 238750, Калининградская область, город Советск, улица Искры, дом 5
Режим функционирования: Администрация – ежедневно, с 8-00 до 17-00, согласно графику. Работа объединений – ежедневно, по расписанию, с 8.00 до 20.00
Миссия учреждения: Обеспечение права ребёнка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Основная цель деятельности: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций через реализацию дополнительных образовательных программ, с учётом потребностей и возможностей детей различных категорий, в том числе- детей с ОВЗ, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. (проект «Успех каждого ребёнка приоритетного национального проекта «Образование», 2018г.)
Задачи на учебный год:
- Продолжить работу в рамках реализации проекта «Успех каждого ребёнка» по выявлению и поддержке талантливых и одарённых детей;
- В качестве муниципального опорного центра (МОЦ): развивать в СГО персонифицированное финансирование дополнительного образования, увеличить количество обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам по муниципалитету до 90 % детей СГО возрасте 5-18 лет.
- Совершенствовать реализацию многоуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
- Систематизировать работу по распространению и обобщению педагогического опыта за счёт участия в педагогических форумах разного уровня, СМИ, педагогических конкурсах, организации и проведения мастер-классов.
- Повысить эффективность привлечения родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.
- Развивать практику сетевого взаимодействия с образовательными организациями города и области по основным направленностям дополнительного образования.
- Развивать работу по реализации проекта «Доступная среда», разрабатывать и внедрять адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Образовательная деятельность
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Ст.2 п.14 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
В соответствии с социальным спросом, система дополнительного образования должна быть:
- Мобильна;
- Открыта;
- Способна:
- Быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи и общества;
- Создавать устойчивую природосообразную и культуросообразную среду развития;
- Формировать у детей и подростков осознанную гражданскую позицию;
- Обеспечивать интеллектуальное и творческое развитие учащихся.
Отличительные черты педагогики дополнительного образования детей:
- создание условий для свободного выбора ребёнком направления и вида деятельности, профиля программы и времени ее освоения, педагога;
- многообразие видов деятельности;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса;
- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха;
- создание условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
- вариативность форм оценки результативности и качества образования.
Образовательная программа МБУДО «ЦРТ» разработана с учётом указанных особенностей и целевых ориентиров системы ДОД. Программа ориентирована на осуществление в учреждении комплексного подхода в организации образовательного процесса в обучении, воспитании и развитии ребенка:
- познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний и формирование умственных способностей;
- ценностно-ориентированная деятельность представляет процесс формирования отношений ребенка к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоение нравственных и духовных принципов и моральных норм жизни людей;
- коммуникативная деятельность направлена на создание среды общения и развития ребенка, воспитание культуры поведения;
- досуговая деятельность направлена на содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит учащихся.
- Личностно-ориентированный подход в реализации образовательной деятельности учреждения позволяет удовлетворить запросы каждого ребенка, используя потенциал его свободного времени, в соответствии с природными склонностями и способностями каждого учащегося. Обучение направлено на адаптацию школьника в современных условиях, решение практических жизненно важных проблем ребенка.
В программе представлена классификация действующих дополнительных общеразвивающих программ, система коррекции образовательно-воспитательного процесса.