Описание образовательной программы на 2020-2021 гг.
Образовательная программа МБУДО «ЦРТ» г. Советска определяет деятельность учреждения по всем направлениям в текущем учебном году.
Нормативная база программы:
- статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы;
- часть 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит общие требования к структуре образовательных программ всех уровней: образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) организационно-педагогических условий и форм аттестации, представленные в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Программа содержит следующие разделы:
- Общая характеристика МБУДО «ЦРТ» отражает миссию учреждения, цель, задачи программы.
- Раздел «Образовательная деятельность» раскрывает основные принципы развивающей образовательной среды, направления и направленности образовательной деятельности, определяет объём и содержание дополнительных общеразвивающих программ.
- Представлен учебный план, годовой календарный график, организационно-педагогические условия реализации программы, обучение по индивидуальному учебному плану, планируемые результаты.
Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества»
Юридический адрес: 238750, Калининградская область, город Советск, улица, дом 5
Режим функционирования: Администрация – ежедневно, с 8-00 до 17-00, согласно графику. Работа объединений – ежедневно, по расписанию, с 8.00 до 20.00
Миссия учреждения: Обеспечение права ребёнка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков (Концепция развития дополнительного образования детей, 2014г.)
Основная цель деятельности: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций через реализацию дополнительных образовательных программ, с учётом потребностей и возможностей детей различных категорий, в том числе- детей с ОВЗ, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. (проект «Успех каждого ребёнка приоритетного национального проекта «Образование», 2018г.)
Задачи на учебный год:
- В качестве МОЦ: продолжить переход на персонифицированное финансирование дополнительного образования, увеличить количество обучающихся по сертифицированным программам до 10% детей СГО возрасте 5-18 лет.
- Совершенствовать реализацию многоуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
- Систематизировать работу по распространению и обобщению педагогического опыта за счёт участия в педагогических форумах разного уровня, СМИ, педагогических конкурсах, организации и проведения мастер-классов.
- Повысить эффективность привлечения родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.
- Развивать практику сетевого взаимодействия с образовательными организациями города и области по основным направленностям дополнительного образования.
2. Образовательная деятельность
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Ст.2 п.14 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
В соответствии с социальным спросом, система дополнительного образования должна быть:
- Мобильна;
- Открыта;
- Способна:
- Быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи и общества;
- Создавать устойчивую природосообразную и культуросообразную среду развития;
- Формировать у детей и подростков осознанную гражданскую позицию;
- Обеспечивать интеллектуальное и творческое развитие учащихся.
Отличительные черты педагогики дополнительного образования детей:
- создание условий для свободного выбора ребёнком направления и вида деятельности, профиля программы и времени ее освоения, педагога;
- многообразие видов деятельности;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса;
- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха;
- создание условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
- вариативность форм оценки результативности и качества образования.
Образовательная программа МБУДО «ЦРТ» разработана с учётом указанных особенностей и целевых ориентиров системы ДОД. Программа ориентирована на осуществление в учреждении комплексного подхода в организации образовательного процесса в обучении, воспитании и развитии ребенка:
- познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний и формирование умственных способностей;
- ценностно-ориентированная деятельность представляет процесс формирования отношений ребенка к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоение нравственных и духовных принципов и моральных норм жизни людей;
- коммуникативная деятельность направлена на создание среды общения и развития ребенка, воспитание культуры поведения;
- досуговая деятельность направлена на содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит учащихся.
- Личностно-ориентированный подход в реализации образовательной деятельности учреждения позволяет удовлетворить запросы каждого ребенка, используя потенциал его свободного времени, в соответствии с природными склонностями и способностями каждого учащегося. Обучение направлено на адаптацию школьника в современных условиях, решение практических жизненно важных проблем ребенка.
В программе представлена классификация действующих дополнительных общеразвивающих программ, система коррекции образовательно-воспитательного процесса.